Это лето было богатым на новые законы. Одни из самых существенных изменений коснулись сегмента, с которым мы как компания тесно работаем. 24 августа 2020 – рубежная дата для страховых компаний – в силу вступят поправки в закон «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств», которые значительно меняют принципы расчета полисов ОСАГО.
Собрали для вас всю информацию по ближайшим изменениям в обязательном автостраховании.
1. Тарифный коридор ОСАГО расширится.
Во-первых, в очередной раз будут расширены границы тарифного коридора. На 10% вверх и на 10% вниз будет увеличен тарифный коридор для физлиц. Таким образом, минимальная базовая ставка составит 2471 рубль, а максимальная – 5436 рублей. Еще больше разброс стоимости ОСАГО увеличится для представителей бизнеса и самозанятых. Границы минимальных и максимальных ставок расширят на 20% - для компаний (как с легковым автотранспортом, так и с грузовым), и на 30% - для таксистов.
2. Ценообразование автостраховок станет более гибким.
Во-вторых, изменяются принципы расчета стоимости полиса автострахования. Если раньше страховые устанавливали базовый тариф для конкретного региона (в рамках тарифного коридора), то теперь плата за ОСАГО станет индивидуальной для каждого автовладельца.
Страховщики получат бóльшую свободу в выборе факторов, влияющих на формирование базовой стоимости ОСАГО, а страхователи получат гибкий тариф, который будет зависеть от того, насколько водитель благонадежен. Теперь страховые компании будут рассчитывать тариф на основании ряда факторов, которые они будут определять самостоятельно. Среди них - наличие грубых нарушений ПДД, марка, модель и возраст автомобиля, установка телематических устройств и даже цвет машины. Также на персональный тариф будут влиять семейное положение и наличие детей. Страховая должна выполнить обязательное условие – список факторов, влияющих на стоимость ОСАГО, должен быть опубликован на сайте страховой компании.
Есть и ограничения по использованию данных для расчета тарифа. Поправки предусматривают защиту от дискриминации граждан – страховщики не смогут использовать при расчете тарифа такие данные как национальная, расовая, языковая принадлежность, вероисповедание и должностное положение.
Самую существенную роль в расчете стоимости полиса будет играть несоблюдение правил ПДД. Грубые нарушения в течение года – такие как превышение скорости на более 60 км/ч, нахождение за рулем в нетрезвом виде, выезд на встречную полосу повлекут за собой надбавки за ОСАГО вплоть до максимальной стоимости тарифа.
Страховые компании смогут учитывать данные о штрафах при регистрации полиса только если нарушения были зарегистрированы инспектором ДПС (штрафы с камер пока никак не повлияют на ставку тарифа ОСАГО).
В результате недисциплинированные водители заплатят за страховку больше, а благонадежные получат скидку. Итог нововведений должен положительно сказаться на безопасности вождения и ответственности всех участников дорожного движения, а также снизить финансовые риски страховых компаний и способствовать их конкуренции на рынке.
3. Изменятся коэффициенты КВС.
В-третьих, изменения коснутся коэффициента стажа и возраста. Стоимость полисов возрастет для молодых водителей с небольшим стажем и существенно снизится для опытных водителей старше 59 лет. Также коэффициент возраста и стажа теперь будет применяться и к юридическим лицам.
Инфографика Российской Газеты - Антон Переплетчиков, Владимир Баршев
Чем это грозит для страховых компаний?
Результатом новых правил расчета базовой ставки и изменения коэффициентов может стать снижение прибылей компаний – так как опытных и благонадежных водителей все-таки намного больше. По подсчетам экспертов в среднем, плата за страховку снизится у 80% водителей (по данным Российской газеты). Также немаловажным фактором является то, что изменения в законодательстве происходят на фоне общего спада на рынке страхования и посткризисной ситуации в экономике.
В изменившихся условиях игрокам отрасли страхования важно соблюсти 2 условия:
- Сохранить прибыль, несмотря на снижение ставок и коэффициентов,
- Перестроить процессы получения и обработки данных по клиентам-водителям и их авто для формирования неубыточных для компании индивидуальных тарифов.
Что делать?
Для формирования новых тарифов страховым компаниям нужно будет получать больше разнообразных показателей и характеристик, причем не только по автомобилю, но и по водителю. Тут мы готовы помочь страховщикам и предоставить все необходимые данные, которые помогут оптимизировать новую гибкую тарификацию ОСАГО.
Разнообразие данных в одном источнике!
С помощью онлайн-платформы Spectrum страховые компании получают информацию и по машине, и по водителю в одном месте.
Какие данные доступны по авто?
Проверки автомобилей Spectrum содержат всю информацию по техническим характеристикам, регистрационным действиям, автоштрафам, историю ДТП, данные по ремонтным работам, пробеги, историю использования в такси и каршеринге и другую информацию.
Какие данные доступны по водителю / автовладельцу?
По автовладельцу или водителю также можно получить следующие данные для расчета ставки и коэффициентов: информацию о штрафах, выписанных на водительское удостоверение, стаже вождения, исполнительных производствах, наличии проблем с законом и др. Также среди решений есть сервис оценки водителя, который дает возможность более точно оценить риски, связанные с благонадежностью водителя, и рассчитать индивидуальный тариф на основании всех данных по физлицу.
Словом, мы предоставляем большую часть данных, необходимых для формирования новых тарифов!
Что еще: автоматизация, ускорение оформления полисов и сокращение затрат
Дополнительно платформа SpectrumData способствует оптимизации затрат - экономятся кадровые и временные ресурсы на обработку данных, а также сокращается общее время на одобрение заявки. Наши клиенты получают все данные для расчета стоимости страховки практически моментально, с экономией до 15 минут на оформление одного полиса ОСАГО. Таким образом клиент не уходит из-за длительного ожидания оформления заявки, а выручка компании не теряется.